Общеразвивающая программа по лыжным гонкам

Свердловская область
Белоярский городской округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
(МБОУ ДО ДЮСШ)
Принята
Педагогическим советом
от 29.08.2017 год протокол №3

Д оп ол н и тел ьн ая общ ер азви в аю щ ая

програм м а

в обл асти ф и зи ч еск ой к ул ь тур ы и сп орта
«Л ы ж ны е гонки»

Разработана на основе федерального стандарта спортивной подготовки
по виду спорта лыжные гонки
Срок реализации программы 1 год

Рецензенты:
Заместитель иректора по УВР
С.Г. Орлов

Разработчики:
Тренер-преподаватель
т
/
В.Н.Злобин

Инструктор-методист
МБОУ ДО ДЮСШ
В.Р. Шакиров

Инструктор-методист
МБОУ ДО ДЮСШ
Д.В. Киселёв

р.п. Белоярский

Оглавление
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика вида спорта

5
5

II. Нормативная часть
2.1. Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст
лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество
лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной
подготовки по виду спорта
2.2. Процентное распределение общего объёма спортивной подготовки по этапам
и видам спортивной подготовки
2.3. Нормативы объема тренировочной нагрузки

6
6

III. Методическая часть
3.1. Рекомендации по проведению тренировочных занятий
3.2. Содержание программного материала
3.2.1. Практическая подготовка
3.3. Техника безопасности при занятиях лыжными гонками
3.4. Требования к организации и проведению врачебно-педагогического,
психологического контроля

10
10
12
15
17
18

IV. Система контроля и зачетные требования
4.1. Врачебный (медицинский) контроль
4.2. Педагогический контроль
4.3. Методические указания по организации промежуточной аттестации
4.4. Порядок и требования по зачислению на этапы и перевод в группы по годам
обучения
4.5. Нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке для зачисления на этапы
спортивной подготовке

21
21
21
22
23

V. Перечень информационного обеспечения
5.1. Список библиографических источников
5.2. Перечень Интернет-ресурсов

24
24
25

8
9

24

ВВЕДЕНИЕ
Настоящая программа является основным документом, определяющим
направленность и содержание тренировочного и воспитательного процессов на
отделении лыжные гонки МБОУ ДО ДЮСШ.
Программа составлена в соответствии с «Федеральными государственными
требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации
дополнительных предпрофессиональных программ подготовки в области
физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» с
учетом основных положении и требований нормативных и правовых
документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации",
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки,
- "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ Минобрнауки
РФ от 29.08.13 №Ю08),
«Об
утверждении
особенностей
организации
и
осуществления
образовательной, тренировочной и методической деятельности в области
физической культуры и спорта» (Приказ Минспорта РФ от 27.12.13 г. № 1125)
- Устав МБОУ ДО ДЮСШ.
Деятельность по Программе направлена на:
-удовлетворении индивидуальных потребностей учащихся в занятиях
физической культурой и спортом,
-создание условий для физического воспитания и физического развития,
-формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и
спорта, в том числе в избранном виде спорта — лыжные гонки,
-выявление, отбор одаренных детей,
-подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса,
-подготовка учащихся к поступлению в образовательные организации,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
физической культуры и спорта.
Программа предназначена для детей в возрасте 9 — 18 лет.
Период освоения программы - 1 год. Программный материал объединен в
целостную систему многолетней спортивной подготовки, предусматривающий
обучение.
Программа разработана с учетом следующих основных принципов спортивной
подготовки:
1) принцип комплексности, который предусматривает тесную взаимосвязь
всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической,
психологической, теоретической подготовок)
2)
принцип преемственности, который определяет последовательность
3

изложения программного материала по этапам обучения для обеспечения в
многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и
методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок,
рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;
3) принцип вариативности, который предусматривает в зависимости от этапа
многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена,
вариативность
программного
материала для
практических
занятий,
характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок,
направленных на решение определенных задач спортивной подготовки.

4

I П ояснительная записка
Лыжные гонки - это циклический вид спорта, который входит в программу
олимпийских игр.
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и
снежная, занятия лыжами гонками - один из самых доступных и массовых
видов физической культуры и спорта.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности
с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу
большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и
укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на
сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по
объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как
средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния
здоровья и уровня физической подготовленности.
Достижение высоких результатов в лыжных гонках возможно только при
многолетней и круглогодичной подготовке в течение ряда лет, начиная с
юношеского возраста. Возраст, когда лыжники-гонщики достигают наивысших
спортивных результатов, находится в пределах 22 - 32 года. Данный возрастной
период следует считать зоной высоких результатов.
Особенности лыжных
гонок, биологические законы развития отдельных органов и систем и организма
в целом требуют от лыжников определенного числа лет систематических
занятий физической культурой и спортом, чтобы пройти путь от новичка до
мастера спорта, а затем до сильнейшего спортсмена. В лыжных гонках такой
период занимает в среднем около 10 лет. Учитывая эти данные (стаж занятий и
возраст наивысших достижений), можно с достаточной вероятностью
определить время начала регулярных тренировок. Однако это не означает, что
вся подготовка должна начинаться именно в этом возрасте - систематические
занятия физической культурой следует начинать значительно раньше. Вполне
естественно, что и на этом временном отрезке могут быть индивидуальные
различия. Вместе с тем практика работы по лыжному спорту показывает порой,
что юные лыжники, слишком рано приступившие к систематическим
тренировкам, достигают (и относительно рано) высоких результатов.
Однако, как правило, раннее достижение успехов в лыжных гонках очень
часто приводит к тому, что лыжники останавливаются в спортивном росте,
полностью не раскрывают свои возможности или рано заканчивают
выступления. Не следует считать, что это связано с длительным (с раннего
возраста) занятием лыжным спортом. Причины следует искать в неверном
построении многолетнего процесса подготовки, чаще всего в чрезмерном
завышении объема нагрузки, односторонней подготовке, слишком ранней
специализации по лыжным гонкам.
При планировании многолетней подготовки недопустимо превышение
максимальных
объемов нагрузки, и отсутствие разносторонней подготовки
5

юных лыжников. Термин «ранняя специализация» неприменим в отношении
лыжных гонок, следует говорить о своевременной специализации с учетом
возрастных особенностей развивающегося организма.
Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах
многолетней подготовки определяется с учетом сенситивных (чувствительных)
периодов развития физических качеств. Вместе с тем необходимо уделять
внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте
активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии
общей выносливости, скоростных способностей и силы, т. е. тех качеств, в
основе которых лежат разные физиологические механизмы. Оптимальными
периодами для развития физических качеств у мальчиков являются: аэробные
возможности организма возраст от 8 до 10 лет и после 14 лет; анаэробногликолитические возможности - возраст 15-17 лет, анаэробно-алактатный
механизм энергообеспечения - 16-18 лет. У девочек сенситивные периоды
формирования физических качеств наступают приблизительно на один год
раньше.
Исходя из специфики лыжных гонок как вида спорта, требующего
полной зрелости организма, а также естественного развития физических и
психических возможностей организма спортсмена, весь процесс многолетней
подготовки лыжников гонщиков подразделяется разделить на следующие
этапы: начальная подготовка, тренировочный этап (спортивная специализация),
этап совершенствования спортивного мастерства и этап высшего спортивного
мастерства.
Изучение программного материала осуществляется на этапе спортивной
подготовки.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Продолжительность этапа, минимальный возраст для зачисления и наполняемость
групп._____________________________________ _______________ _____________________

Этапы спортивной
подготовки

Продолжительность
этапов (в годах)

Спортивнооздоровительный этап

1

Минимальный
возраст для
зачисления в
группы (лет)
9

Наполняемость групп
(человек)

15 -20

Для спортсменов, планирующих поступление в образовательные организации
профессионального образования, реализующих основные профессиональные
программы в области физической культуры и спорта, срок освоения программы
может быть увеличен на 1 год.
Годовой тренировочный процесс делится на три периода: подготовительный,
соревновательный и переходный, имеющих специфические задачи, структуру и
содержание. Длительность периодов и этапов тренировок зависит от возраста и
6

уровня подготовленности занимающихся. С учетом местных климатических
условий подготовительный периодначинается в июне и заканчивается в ноябре,
который подразделяется на два этапа: общеподготовительный и специально­
подготовительный.
Задачей общеподготовительного этапа является создание и развитие
предпосылок дляприобретения спортивной формы занимающихся. Задачей
второго, специально подготовительного этапа, включающего и подготовку на
снегу «вкатывание», является создание и становление непосредственно
спортивной формы.Основными средствами решения задач подготовительного
периода являются общефизические и специальные упражнения с целью
совершенствования техники и развития двигательных качеств, кроссовый бег в
сочетании с имитацией попеременного двухшажного хода, специализированная
ходьба, гребля, плавание, езда на велосипеде, спортивные игры.
Соревновательный период начинается с декабря и продолжается до
последних соревнований сезона. Задачей этого периода является сохранение и
упрочение спортивной формы и на основе этого достижения высоких
спортивных результатов. Главным средством этого периода являются
тренировочные занятия на снегу и специально - подготовительные упражнения.
Средства общей физической подготовки в этом периоде применяются для
поддержания общей тренированности и обеспечения активного отдыха путем
переключений, позволяющих успешно применять высокие нагрузки на
различных тренировочных дистанциях и в соревнованиях.
Переходный период начинается после окончания последних соревнований
и тренировочных занятий на снегу с середины апреля (в зависимости от
наличия снежного покрова) продолжается до конца мая. Основной задачей
переходного периода является восстановление организма занимающихся после
длительных и значительных физических нагрузок подготовительного и
соревновательного периодов, обеспечение активного отдыха и вместе с тех
сохранение
определенного
уровня
тренированности.
Средствами
тренировочных занятий могут быть спортивные и подвижные игры, плавание,
прогулки, езда на велосипеде, гимнастические упражнения. Следует иметь в
виду, что если спортсмены не имели достаточно высоких нагрузок в
подготовительном и соревновательном периодах тренировки, необходимость в
переходном периоде отпадает. В этом случае по окончании соревновательного
периода следует подготовительный период нового годичного цикла тренировки.
Тренировочный процесс организуется в течении всего календарного года в
соответствии с годовым календарным планом.
Основные формы организации тренировочного процесса:
-групповые тренировочные занятия,
-индивидуальные тренировочные занятия, проводимые с несколькими
занимающимися, объединенными в команду для подготовки к участию в
соревнованиях,
-самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам,
-тренировочные сборы,
-участие в соревнованиях и иных мероприятиях,
7

-медико-восстановительные мероприятия,
-промежуточная и итоговая аттестация.
СООТНОШЕНИЕ
ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ ПОДГОТОВКИ
НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ЛЫЖНЫЕ
ГОЖ И

Разделы
подготовки
Спртивнооздоровительный
этап
1
год
Общая
физическая
подготовка
(%)

57-62

Специальная
физическая
подготовка
(%)

18-22

Техническая
подготовка
(%)

18-22

Тактическая,
теоретическая,
психологическая
подготовка
(%)
Участие в
соревнованиях,
тренерская
и судейская
практика (%)

0,5 1

8

Учебный план составлен в академических часах. В таблице указано
соотношение объемов тренировочного процесса по разделам спортивной
подготовки.
Нормативы объема тренировочной нагрузки
Этапный
норматив
Этап
начальной
подготовки
до
года
Количество
часов в неделю

6

Количество
тренировок в
неделю

3 -4

Общее
количество
часов в год

312

Общее
количество
тренировок
в год

156

Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не
должна превышать 2 академических часов.
В каникулярное время, во время тренировочных сборов, количество
тренировок в день возможно увеличивать, но не более чем указанное в таблице
максимальное количество занятий в неделю.

9

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.
Спортивная подготовка лыжников — многолетний целенаправленный процесс
представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую
преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех
возрастных групп.
Многолетняя подготовка спортсмена строится на основе следующих
методических положений.
-Единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач,
средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп.
Основным критерием эффективности многолетней подготовки является
наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных
границах.
-Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в
процессе подготовки всех возрастных групп.
-Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон
подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.
-Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки,
соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год
увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по
отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно
уменьшается удельный вес средств общей подготовки
-Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и
соревновательных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении многолетней
подготовки. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и
завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с
соответствующим периодом предыдущего годичного цикла
Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных
и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками,
юношами
и девушками. Всесторонняя
подготовленность неуклонно
повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные
нагрузки на этапах многолетней тренировки соответствуют возрастным и
индивидуальным особенностям спортсмена.
1. Спортивно-оздоровительный этап.
Основные задачи спортивной подготовки на этапе начальной подготовки:
-всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья,
-приобретение разносторонней физической подготовленности на основе
10

-комплексного применения упражнений из различных видов спорта,
подвижных игр;
-овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;
-воспитание черт спортивного характера;
-выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.
Занятия в основном проводятся игровым методом, возможно и применение
«круговых» занятий. Юные спортсмены выступают в соревнованиях по
различным видам спорта, в том числе и по видам лыжного спорта. Однако на
этом этапе не ставится задача достижения высоких спортивных результатов.
Необходимо тщательно спланировать количество соревнований и их сроки на
весь год с тем, чтобы не допустить перегрузки юных лыжников
соревновательной нагрузкой.
Особое внимание
уделяется воспитанию
волевых качеств (дисциплинированности, трудолюбия, смелости и т.д.).

11

3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Теоретическая подготовка
Цель теоретической подготовки - привить интерес к избранному виду
спорта, формирование культуры здорового образа жизни, умений применять
полученные знания в тренировочном процессе в жизни.
Теоретические знания даются непосредственно в тренировочном процессе, а
так же в форме лекционных занятий, дискуссий, бесед. Эти занятия
органически связаны с физической, технической, тактической, психологической
и волевой подготовкой.
Программный материал по теоретической подготовке объединен в систему
многолетней теоретической подготовки, построен с учетом разновозрастных
групп занимающихся и распределен на весь период обучении.
План теоретической подготовки этапа начальной подготовки
№

Темы

1

Вводное занятие
Физическая культура как средство всестороннего
развития личности.
Основы здорового образа жизни
Краткие исторические сведения о возникновении
лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.
Правила поведения и техники безопасности на
занятии. Лыжный инвентарь, мази, одежда и
обувь.
Краткая характеристика техники лыжных ходов.
Врачебный контроль и самоконтроль
Всего часов

2
3
4
5
6
7

Количество часов
2 год
1 год
1
1
1

1

1

1

1

1

1
5

2
1
7

Программный материал
Тема 1. Вводное занятие.
История спортивной школы, достижения и традиции. Лыжные гонки как вид
спорта. Права и обязанности учащегося спортивной школы. Школьные традиции.
Лучшие достижения учащихся отделения лыжных гонок. Правила поведения в
спортивной школе. Правила поведения на тренировочном занятии. Инструктаж
по технике безопасности при занятии лыжными гонками.
Тема 2. Физическая культура как средство всестороннего развития
личности.
Понятие о физической культуре и спорте. Спорт как средство воспитания
характера, укрепление здоровья человека. Конкретные примеры улучшения
показателей быстроты, силы, ловкости у юных лыжников, приступивших к
тренировкам в прошлом году. Перспективы роста этих показателей у новичков
через год занятий.
12

Тема 3. Основы здорового образа жизни
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к
одежде и обуви. Режим дня школьников, занимающихся спортом. Роль
закаливания при занятиях лыжами. Рациональное питание. Основы
профилактики инфекционных заболеваний. Вредные привычки и их
профилактика.
Тема 4 Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного
спорта. Лыжный спорт в России.
Эволюция лыж и снаряжение лыжников. Первые соревнования лыжников в
России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России. Крупнейшие
всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.
Тема 5. Правила поведения и техники безопасности на занятии. Лыжный
инвентарь, мази, одежда и обувь.
Поведение на улице во время движения к месту тренировок и на учебно­
тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на
занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их
хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.
Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и
соревнованиям.
Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.
Тема 6. Краткая характеристика техники лыжных ходов.
Значение правильной техники для достижения высоких спортивных
результатов. Основные классические способы передвижения на равнине,
пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг,
повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным
двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении
общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.
Отличительные особенности конькового и классического способов
передвижения на лыжах. Правила поведения на соревнованиях.
Тема 7. Врачебный контроль и самоконтроль
Временное
ограничение
спортивных
нагрузок
после
перенесенных
заболеваний. Профилактика травм и заболеваний. Физические упражнения как
средство профилактики нарушения осанки. Основные способы контроля и
самоконтроля за физической нагрузкой. Правила поведения и безопасности во
время тренировок и соревнований.

Программный материал
Тема 1. Физическая культура как средство всестороннего развития
личности.
Понятие «физическая культура», ее связь с культурой общества. Спорт и его
роль в обществе, развитие современного спорта. Органы управления
физкультурным движением, организация работы федерации по лыжным гонкам
(международной, российской, региональной)
Тема 2. Лыжные гонки в области, России, мире. Основы законодательства
13

в сфере физической культуры и спорта
Лыжные гонки в программе Олимпийских игр. Чемпионаты мира и Европы по
лыжным гонкам. Результаты выступлений российских лыжников на
международной арене. Всероссийские, региональные, областные, соревнования
лыжников. ЕВСК по лыжным гонкам, требования, нормы и условия их
выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий. Почетные звания и
спортивные разряды. Федерация лыжных гонок России. Стандарт спортивной
подготовки по виду спорта лыжные гонки.
Тема 3. Краткие сведения о строении и функциях организма
Системы жизнедеятельности человека. Сердечно-сосудистая система: сердце,
изменение кровообращения при мышечной работе. Состав и функции крови.
Виды дыхания, измерение жизненной емкости легких. Функции нервной
системы. Строение и функции пищеварительной и выделительной систем.
Общая характеристика органов чувств. Значение систематических занятий
физическими упражнениями для укрепления здоровья, развития физических
способностей и достижений высоких спортивных результатов.
Тема 4. Врачебный контроль и самоконтроль
Временное
ограничение
спортивных
нагрузок
после
перенесенных
заболеваний. Профилактика травм и заболеваний. Физические упражнения как
средство профилактики нарушения осанки. Основные способы контроля и
самоконтроля за физической нагрузкой. Правила поведения и безопасности во
время тренировок и соревнований.
Тема 5. Физиологические основы спортивной тренировки
Тренированность. Функциональные изменения, обеспечивающие повышение
работоспособности. Нагрузка и отдых как компоненты
тренировочного
процесса Характеристика двигательных умений и навыков, закономерности их
формирования.
Тема 6. Питание спортсмена
Понятие о рациональном питании спортсменов. Режим питания, время приема
пищи до и после тренировок. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов и
минеральных солей в питании. Пищевые отравления и их профилактика.
Основы регулирования массы тела.
Тема 7. Лыжный инвентарь, мази, парафины
Выбор лыж, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Снаряжение
лыжника, подгонка инвентаря, мелкий ремонт, подготовка инвентаря к
соревнованиям. Классификация лыжных мазей и парафинов. Особенности их
применения и хранения.
Тема 8. Основы техники лыжных ходов
Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного
результата. Классификация классических лыжных ходов. Фазовый состав и
структура движений попеременного двухшажного и одновременных
лыжныхходов. Типичные ошибки при передвижении классическими лыжными
ходами. Классификация коньковых лыжных ходов. Фазовый состав и структура
движений.
14

Тема 9. Правила соревнований по лыжным гонкам
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников
соревнований. Правила поведения на старте. Правила прохождения дистанции
лыжных гонок. Финиш. Определение времени и результатов индивидуальных
гонок.
Тема 10. Антидопинговые правила.
Определения понятия «допинг», основные разновидностями допинга.
Биологически активные добавки. Всемирный антидопинговый кодекс.
Антидопитговый контроль в спорте Общероссийские допинговые правила.
Ответственность спортсменов. Запрещенный список. Санкции за нарушение
антидопинговых правил. Международные антидопинговые правила.
Тема 11. Основы совершенствования спортивного мастерства
Анализ индивидуальных особенностей технической подготовленности по
критериям эффективности, стабильности, вариативности и экономичности
двигательных действий лыжников. Анализ индивидуальных особенностей
физической подготовленности (определение сильных и слабых сторон).
Средства и методы совершенствования технического мастерства и
двигательных способностей лыжников на этапах подготовительного и
соревновательного периодов. Психологическая и тактическая подготовка
подготовка к соревнованиям.

3.2.1. Практическая подготовка
1.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП)
-Строевые упражнения;
-Разновидности ходьбы, бега, прыжков;
-Общеразвивающие упражнения;
-Гимнастические упражнения для развития физических качеств (координации,
ловкости, быстроты) без предметов и с использованием предметов и
оборудования (набивные мяси, гимнастические скамейки и лестницы, скакалки,
резиновые амортизаторы);
-Легкоатлетические упражнения: бег 30, 60, 100 метров, прыжки в длину,
многоскоки, метание;
-Подвижные игры и эстафеты,
-Спортивные игры (ручной мяч, футбол)
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (СФП)
-Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности,
-Имитационные упражнения,
-Кроссовая подготовка,
-Ходьба с заданным темпом и дистанцию
-Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития
силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
15

3.ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Упражнения в бесснежный период:
1. Изучение стойки лыжника
2. Имитация попеременного двухшажного хода без палок и с палками

Подготовительные упражнения на снегу и на месте:
-Надевание и снимание лыж,
-Прыжки на лыжах на месте,
-Передвижение приставными шагами в стороны на лыжах,
-Способы поворотов на месте: переступанием, махом через лыжу, прыжком; и в
движении
-Спуски с горы,
-Варианты подъемов в гору («елочкой», «полуелочкой», ступающим,
скользящим, беговым шагом),
-Варианты торможения («плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием,
падением).
-Передвижение классическим ходом,
-Основные элементы конькового хода
4.УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ
Участие в соревнованиях является обязательным условием для обучения по
данной программе. Начиная с этапа начальной подготовки, учащиеся
включаются в соревновательную деятельность.
Ранг соревнований
групповой
школьный

Соревнования по
лыжным гонкам
(2-3 соревнований)

ОФП

и

городской

3.ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
-Формирование рациональной временной, пространственной и
Динамической структуры движений,
-Углубленное в классического хода (обучение подседанию, отталкиванию,
махам руками и ногами, активной постановке палок),
-Изучение и совершенствование элементов конькового хода (обучение
маховому выносу ноги и постановки ее на опору, подседанию на опорной ноге и
отталкиванию боковым скользящим упором, ударной постановке палок и
финальному усилию при отталкивании руками);
-Формирование целесообразного ритма двигательных действий при
передвижении классическими и коньковыми ходами.

16

3.3 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЛЫЖНЫМИ
ГОНКАМИ
Основными опасными факторами при занятиях лыжными гонками
являются:
- обморожения при проведении занятий при ветре более 1,5-2,0 м/с и при
температуре воздуха ниже 20 градусов,
- травмы при ненадежном креплении лыж к обуви
- травмы при падении во время спуска с горы.
1. Общие требования безопасности
1.1 К тренировочным занятиям допускаются учащиеся только после
ознакомления с правилами техники безопасности и имеющие медицинский
допуск к занятиям лыжными гонками.
1,2При осуществлении тренировочного процесса необходимо соблюдать правила
поведения в спортивной школе, спортивном зале, время тренировок.
1.3При проведении занятий по лыжам должна быть медицинская аптечка с
набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания
первой помощи при травмах
1.4При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая
обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает об
этом администрации учреждения.
1.5В процессе занятий учащиеся должны соблюдать установленный порядок
проведения учебных занятий и правила личной гигиены
1.бТренировочные занятия должны проводиться в соответствии с расписанием
учебных
занятий,
составленными
с
учетом
режима
занятий
в
общеобразовательных организациях и отдыха.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1 Проверить подготовленность лыжни или трассы.
2.2 Проверить исправность спортивного инвентаря и подогнать крепление лыж
к обуви.
2.3.Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки
и перчатки или варежки.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1.Начинать тренировку только, выходить на трассу только при участии и
разрешении тренера-преподавателя.
3.2.Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м., при
спусках с горы не менее 30 м.
3.3.При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.
3.4.После спуска с горы не останавливаться у подножия горы.
3.5.Следить друг за другом и немедленно сообщать тренеру-преподавателю о
первых же признаках обморожения.
17

З.б.Во избежании потертостей не ходить на лыжах в тесной или слишком
свободной обуви.
4. Требования безопасности при аварийных ситуациях
4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить
его в пути, сообщить об этом тренеру-преподавателю и с его разрешения
двигаться к лыжной базе.
4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии,
сообщить об этом тренеру-преподавателю.
4.3. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при
необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования техники безопасности по окончании занятий.
5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся.
5.2. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
5.3. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом или принять душ.

3.4 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
Спорт - это такое поле деятельности, где открываются большие возможности
для осуществления всестороннего воспитания спортсменов. Лыжные гонки
являются одним из самых трудных видов спорта, поэтому спортсмен должен
твёрдо усвоить, что он встретится с большими трудностями. Формируя у
спортсменов отношение к лыжным гонкам как к мужественному и по-своему
прекрасному виду спорта, но требующему больших физических напряжений,
не надо бояться, что это отпугнёт желающих заниматься лыжными гонками.
Для подростков и юношей как раз характерно стремление проявить себя в
трудных условиях, испытать свои физические возможности. Скорее, надо
опасаться того, что при встрече с трудностями спортсмен окажется
психологически неподготовленным к их преодолению. Нужно напомнить, что
именно психологическая неподготовленность к преодолению трудностей
является одной из причин медленного роста спортивного мастерства или
вообще ухода из лыжного спорта.
Главной задачей в занятии с юными спортсменами является воспитание
моральных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и
трудолюбия.
Важную
роль
в
нравственном
воспитании
играет
непосредственная
спортивная
деятельность.
Формирование
чувства
ответственности перед товарищами, обществом и нравственных качеств
личности должно осуществляться одновременно с развитием волевых качеств.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что
тренер имеет для нее только то время, которое отведено на тренировку, за
18

исключением тренировочного сбора или спортивно-оздоровительного лагеря,
когда можно использовать для этого и свободное время. Воспитывать
сознательное отношение к делу, организованность, ответственность должна
сама организация тренировочного процесса.
Правильный выбор и успешное применение методов воспитания в спорте
зависят:
- от знаний и умений тренера, его педагогических способностей и методических
навыков, от отношения к ученикам,
- от основных идеологических убеждений, возраста, опыта, характера,
темперамента и положения в коллективе,
- от спортивного коллектива, общественного мнения в нем, традиций и
коллективных форм поведения.
Центральной фигурой этого процесса является тренер-педагог, который не
ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством проведением
учебно-тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных
спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно
сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания
Ведущее место в формировании нравственного сознания юных
спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение, во всех случаях
должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобраны аналогии,
сравнения, примеры. Формулировку общих принципов нужно подкреплять
ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося. На
конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в
современном спорте зависит, прежде всего от трудолюбия. Вместе с тем, в
работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в
увеличении нагрузок.
Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного
спортсмена - выражение положительной оценки его действий и поступков.
Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера или
команды. Любое поощрение должно соответствовать действительным заслугам
спортсмена.
Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в
осуждении, отрицательной оценки поступков и действий. Виды наказаний
разнообразны: замечание, разбор поступка в коллективе, отстранение от
соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны
основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков
и действий.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий,
строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое
исполнение указаний тренера, хорошее поведение в школе и дома - на все это
обращать внимание тренер. Большое воспитательное значение имеет личный
пример и авторитет тренера-преподавателя. Тренер, работающий с юными
спортсменами, должен быть особенно принципиальным и честным,
требовательными и добрым, любить свою работу, всегда доводить начатое дело
до конца, постоянно учиться.
19

Особое место в воспитательной работе с юными лыжниками должно
отводиться соревнованиям. Наблюдая за особенностями выступлений,
поведения и высказываний воспитанника, тренер может сделать вывод,
насколько у юного лыжника выражены волевые качества. Так как именно
напряженная атмосфера ответственных соревнований проверяет не только
устойчивость спортивно-технических навыков, но и уровень психологической
подготовленности лыжника, его личностные качества.
Психологическая подготовка - воспитательный процесс, направленный
на
развитие
и
совершенствование
значимых
свойств
личности.
Психологическая подготовка включает мероприятия, которые обеспечивают
формирование у спортсменов таких психологических качеств, которые
необходимы для успешного решения задач тренировки и участия в
соревнованиях.
Психологическая подготовка осуществляется в процессе всего учебного
года, на каждом занятии. Для целенаправленного формирования психики юного
лыжника тренеру необходимо планомерно применять систему психологических
воздействий, которая должна пронизывать все виды подготовки - физическую,
техническую и теоретическую. Тренер-преподаватель должен знать, что
совершенствование
психологических
возможностей
гораздо
сложнее
физической и технической подготовки.
К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы,
убеждения,
педагогическое
внушение,
методы
моделирования
соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует вводить
ситуации, требующие преодоление трудностей (ситуация преодоление страха,
волнения, неприятных ощущений и т.д.) Используя их в учебно-тренировочном
процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность.
Психологическая подготовка состоит из общепсихологической подготовки
(круглогодичной) и специальной психологической подготовки непосредственно
к соревнованиям.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование
личности спортсмена и межличностных отношений, правильную мотивацию,
развитие спортивного интеллекта, основ спортивного характера. К ней
относится
формирование
у
спортсменов
дисциплинированности,
организованности, коллективизма, а так же способности произвольно управлять
собой в условиях соревнований. Общая психологическая подготовка направлена
на развитие навыков преодоления определенных трудностей в спортивной
деятельности, т. е. волевой подготовки. Воля — это одна из сторон психики,
которая в единстве с разумом и чувствами позволяют человеку управлять собой.
Специальная психологическая подготовка обеспечивает готовность к
выступлению в конкретном соревновании. Она характеризуется уверенностью в
себе, высоком уровнем желания бороться до конца и победить, значительной
эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями,
настроением, чувствами. Важно формировать способности спортсмена к
самооценке и оценке возможностей соперников в соответствии с задачами в
конкретных соревнованиях, умение настраиваться на игру, независимо от ее
20

исхода.
Успешность
индивидуализация.

психологической

подготовки

обеспечивает

ее

IV. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
С целью оценки результатов освоения программного материала,
определения степени достижения цели и решения поставленных задач, а
также влияния физических упражнений на организм учащихся осуществляется
медико-педагогический контроль. Контроль
должен быть комплексными,
проводится регулярно и своевременно, основываться на объективных и
количественных критериях.
4.1 Врачебный (медицинский) контроль.
Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и
эффективности
тренировочных
занятий
и спортивных мероприятий.
Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут
появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями
и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является
обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического
воспитания учащихся.
Контроль за состоянием здоровья, допуск к занятиям лыжными гонками и
участию в соревнованиях осуществляется медицинскими работниками —
фельдшером ДЮСШ, врачами медицинских учреждений.
Допуск к занятиям на этапе начальной подготовки проводится на
основании заключения о состоянии здоровья от специалистов амбулаторно­
поликлинических учреждений, врачебно-физкультурных диспансеров.
Учащиеся тренировочного этапа и этапа совершенствования спортивного
мастерства ежегодно проходят углубленное медицинское обследование и по
результатам обследования осуществляется допуск к занятиям спортом. Для
оперативного контроля состояния их здоровья и динамики адаптации организма
к тренировочным нагрузкам (после болезни, травмы), а также допуска
спортсмена к тренировочным занятиям и соревнованиям - осуществляются
текущие медицинские наблюдения.
4.2 Педагогический контроль.
Педагогический
контроль - процесс получения информации о влиянии
занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с
целью повышения эффективности тренировочного процесса.
Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в
системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий.
Такие проверки позволяют вести систематический учет наиболее важным
направлениям:
1.) степень усвоения техники двигательных действий;
2.)уровень развития физических качеств;
3.)уровень освоения программного материала.
21

К
методам
педагогического
контроля
относятся:
анкетирование
занимающихся; анализ рабочей документации тренировочного процесса;
педагогические наблюдения во время занятий; регистрацию функциональных и
других показателей; тестирование различных сторон подготовки.
Контроль
за
технической
и
физической
подготовленностью
существляется тренером-преподавателем. Контроль за эффективностью
физической подготовки проверяется с помощью специальных контрольно­
переводных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами,
характеризующими уровень развития физических качеств.
Педагогический контроль в виде аттестации проводится для определения
уровня освоения программного материала, физической и спортивной
подготовленности учащихся.
Промежуточная аттестация проводится ежегодно по всем разделам учебного
плана в соответствии с этапом подготовки, итоговая — после освоения
программы.
Основные формы аттестации являются:
- тестирование (аттестация по теоретической подготовке для этапа углубленной
специализации и совершенствования спортивного мастерства),
- сдача контрольных нормативов (для определения уровня общей, специальной
и технической подготовленности)
- мониторинг индивидуальных достижений учащихся (определение уровня
технической подготовленности и спортивной подготовки).
4.3 Методические указания по организации промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится ежегодно в конце учебного года
(апрель-май), для приема контрольных нормативов создается аттестационная
комиссия из представителей администрации, методиста и старшего тренерапреподавателя отделения, утверждается план проведения промежуточной
аттестации.
Практическая часть аттестации проводится в виде сдачи контрольно­
переводных нормативов по ОФП и СФП. Нормативы принимаются во время
тренировочного занятия в соответствии с планом проведения аттестации.
Учащиеся тренировочного этапа и этапа совершенствования спортивного
мастерства, кроме практической части сдают зачет по теоретической подготовке
в виде тестирования. Темы для тестирования выбираются на основании
учебных планов по теоретической подготовке.
Учащиеся, успешно выполнившие
все требования, переводится на
следующий год обучения или зачисляется на следующий этап подготовки (при
условии прохождения обучения на предыдущем этапе в полном объеме).
Учащиеся, не выполнившие переводные требования, на следующий этап не
переводятся, продолжают повторное обучение в группе этого же года (но не
более 1 раза). При повторном невыполнении норм, такие учащиеся переводятся
в группу спортивно-оздоровительного этапа.

22

4.4 Порядок и требования по зачислению на этапы и перевод в группы по
годам обучения
В основу комплектования групп
положена обоснованная система
многолетней спортивной подготовки с учетом возрастных закономерностей
становления спортивного мастерства. Группы формируются в соответствии с
возрастом, стажем занятий, уровнем физической подготовленности при условии
выполнения контрольно-переводных нормативов.
Зачисляются учащиеся общеобразовательных школ по заявлению родителей,
достигшие 9 - летнего возраста, желающие заниматься лыжными гонками,
имеющие письменное разрешение врача-педиатра. Зачисление на этап
спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения осуществляется по
результатам индивидуального отбора. Индивидуальный отбор осуществляется с
целью выявления лиц, обладающих способностями, необходимыми для
освоения данной программы.
Разрядные требования выполняются на квалификационных соревнованиях
(первенство отделения, ДЮСШ, др. официальные соревнования). Результаты
соревнований
фиксируются
в
протоколах
соревнований
и
в
классификационной книжке и являются основанием для учета спортивных
результатов.
Требования по зачислению в группы и перевода по годам обучения на этапе
начальной подготовки
Требования
1год
Минимальный возраст для зачисления

9

Медицинские требования

Допуск к занятиям

Основания для зачисления(перевода)

Прохождение индивидуального
отбора

Выполнение объема тренировочной нагрузки в % от
тренировочного плана

-

Спортивная подготовленность (разряд)

-

Уровни соревнований

С целью
определения уровня общей и специальной
физической
подготовленности за основу контрольно переводных нормативов по ОФП и СФП
принимаются упражнения и нормативы на основе федеральных стандартов
спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки.

23

НОРМАТИВЫ
ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ СОГ
Развиваемое
физическое
качество
Быстрота

Контрольные упражнения (тесты)
Юноши

Девушки

Бег 30 м
(не более 5,8 с)

Бег 30 м
(не более 6,0 с)

Бег 60 м
(не более 10,7 с)
Скоростно­
силовые
качества

-

Прыжок в длину с места
(не менее 160 см)

Прыжок в длину с места
(не менее 155 см)

Метание
теннисного
мяча
с места
(не менее 18 м)

Метание теннисного мяча с
места
(не менее 14 м)

V. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Список литературы
Нормативные документы
1. ФЗ «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29Л2Л2 г.
2. Федеральные государственные требования к минимуму содержания,
структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных
программ в области физической культуре и спорта (по циклическим, скоростно­
силовым видам спорта и многоборьям) и к срокам обучения по этим
программам;
3. Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной
и методической деятельности в области физической культуры и спорта (Приказ
Минспорта от 27Л2ЛЗ. № 1125)
4. Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным
программам в области физической культуры и спорта
5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки
(Приказ от 14 марта 2013г. №111)

Учебно-методическая литература:
6. Лыжные гонки: Примерная программа для системы дополнительного
образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных
24

детско-юношеских школ олимпийского резерва/П.В. Квашук и др. - М.:
Советский спорт, 2005 - 72 с.
7. Физиология спорта / Под ред. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. - Киев.
Олимпийская литература, 2001.
8. БутинИ.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
9. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и
спорт, 1977.
10. Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта.- М., 1990.
11. Поварницин А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура
и спорт, 1976
12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
5.2 Интернет ресурсы:
1.)\ууАУ.Дег.ги — федерация лыжных гонок России
2.)уу\\гуу.тт5рог1.аоу.ги — министерство спорта России
3.)минобрнауки.рф/ - министерство образования РФ
4ЛЬцр:/Аулу\у.оЫ5роН.к1гоу.ш — управление по физической культуре и спорту
Кировской области
5 .)Ьйр:/Ау\у\у.5к15рог1.ги/ - Журнал «Лыжный спорт»

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».