Общеразвивающая программа по боксу

1

Свердловская область
Белоярский городской округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
(МБОУ ДО ДЮСШ)
Принята на

Принята
Утверждаю:
на

Педагогическом совете

Педагогическом
Директор МБОУсовете
ДО ДЮСШ

МБОУ ДО ДЮСШ

МБОУ
С.Л. Кузьмин
ДО ДЮСШ

протокол № 3 от 29.08.2022 года

протокол № 3 от 29.08.2022 года

Дополнительная общеразвивающая программа
в области физической культуры и спорта
«Бокс»
Разработана на основе федерального стандарта спортивной подготовки
по виду спорта бокс
Срок реализации программы 1 год

Рецензенты:
Заместитель директора по УВР
С.Г. Орлов

Разработчики:
Тренер-преподаватель
Метелев А.А.
Инструктор-методист
МБОУ ДО ДЮСШ
Л.В. Киселева

2

пгт. Белоярский

Оглавление
I. Пояснительная записка

3

1.1. Характеристика вида спорта
II Учебно-тематический план.
2.1. Структура системы многолетней спортивной подготовки
2.2. Продолжительность этапа спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапе спортивной
подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапе спортивной подготовки по
виду спорта
2.3. Процентное распределение общего объёма спортивной подготовки на этапе и виду спортивной подготовки
2.4. Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку
2.5. Примерный учебно-тематический план
2.6. Календарный учебный график
2.7. Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию
2.8. Требования к количественному и качественному составу групп подготовки

3
5

III. Методическая часть

3.1. Рекомендации по проведению тренировочных занятий
3.2. Требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований
3.3. Текущие медицинские наблюдения и медико-периодические обследования
3.4. Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки
3.5. Планы применения восстановительных средств
3.6. Планы антидопинговых мероприятий
IV. Система контроля и зачетные требования

4.1. Критерии подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом
возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта
4.2. Требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает
основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку, на следующий этап спортивной подготовки
4.3. Виды контроля спортивной подготовки
4.4. Комплексы контрольных упражнений для оценки подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку
4.5. Методические указания по организации аттестационно-педагогических измерительных срезов
4.6. Методические указания по организации медико-биологического сопровождения тренировочного процесса
V. Перечень информационного обеспечения

5.1. Список библиографических источников
5.2. Перечень Интернет ресурсов.
VI. План физкультурных и спортивных мероприятий

5
6

6
6
7
7
8
9
9
9
9
10
10
16
16
17
17
18
18
19
19
19
20
20
20
21

3

I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика вида спорта
Программа относится к образовательной области «Физическая культура и спорт». Содержание программы
обуславливает единую систему подготовки спортсменов-боксёров, соблюдая все принципы спортивной
тренировки, и позволяет включаться в процесс обучения детям любого возраста и степени подготовленности.
При составлении программы была использована примерная программа спортивной подготовки для
ДЮСШ и по боксу СДЮШОР.
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
Типовое положение об учреждении дополнительного образования,
Нормативно-правовые основы регулирующие деятельность спортивных школ,
Закон «Об образовании»,
Требования к программам дополнительного образования детей МО РФ,
подготовка настоящей программы вызвана необходимостью создания определённой методической основы
для подготовки боксёров в Белоярском городском округе. В программе учтены современные требования общества
и нормативно-правовой базы, а так же обобщён накопленный опыт тренеров.
Цель данной программы:
Единая система подготовки спортсменов- боксёров.
Задачи:
1.
Соблюдение всех принципов спортивной тренировки.
2.
Создание ситуации позволяющей включаться в процесс обучения детям любого возраста и
степени подготовленности.
3.
Воспитание сознательной дисциплины и организованности, чувство коллективизма, дружбы и
товарищества, сильной воли и твёрдого характера.
Выполнение задач поставленных программой предусматривает:
систематическое проведение практических и теоретических занятий;
обязательное выполнение учебного плана, приёмных и переводных контрольных нормативов;
регулярное участие в соревнованиях;
осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;
просмотр учебных видеофильмов, видеозаписей соревнований по боксу;
прохождение судейской практики;
привитие юным спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, организованности,
дисциплины, преданности своему коллективу;
чёткую организацию учебно-тренировочного процесса, использование данных науки и передовой
практики, как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства и волевых качеств занимающихся;
привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно-воспитательной
работы школы.
Программа составлена так, что для каждого этапа обучения излагается только новый материал. Учебный
материал по технической и тактической подготовке систематизирован с учётом взаимосвязи техники и тактики, а
также последовательности изучения технических приёмов и тактических действий, как в отдельном годичном
цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Принципы реализации программы:
Для достижения поставленной цели используются следующие принципы:
-сознательности и активности;
- наглядности;
- систематичности и последовательности.
Программа предназначена для детей от 5 до 9 лет, желающих освоить навыки рукопашного боя, независимо
от пола и уровня физической подготовки, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям.
Минимальный возраст для зачисления на первый этап обучения – 5 лет.
Условия приема на обучение по дополнительной общеразвивающей программе по рукопашному бою МБОУ
ДО ДЮСШ, для приема в группу первого года обучения (СОГ-1) необходимо в установленный срок
предоставить: - заявление от родителей или законных представителей о зачислении в МБОУ ДО ДЮСШ на
обучение по дополнительной общеразвивающей программе по рукопашному бою
- договор;
- учетный сертификат;
- медицинская справка.
Для зачисления обучающихся в спортивно-оздоровительные группы специальной подготовки
не требуется.
Отличительные особенности вида спорта – бокс
Определение основных понятий, характеризующих систему упражнений данного вида спорта:

4
Цель многолетней подготовки юных спортсменов в ДЮСШ – воспитание спортсменов высокой
квалификации, потенциального резерва сборных субъектов федерации, ведомств, активных строителей и
защитников нашей Родины.
Учебная работа в ДЮСШ строится на основе данной программы и рассчитана на 46 недель учебного года.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
- групповые учебно - тренировочные занятия;
- теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- медико - восстановительные мероприятия;
- тестирование и медицинский контроль;
Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки боксеров:
теоретическую, физическую, технико-тактическую, психологическую и соревновательную. Представлены
разделы, в которых раскрывается содержание восстановительных мероприятий, проводимых в ДЮСШ в
обязательном порядке, в пределах объема учебных часов, в зависимости от года обучения, перечень основных
мероприятий по воспитательной работе, а также контрольные и переводные нормативы по годам обучения.
Методика оценки результатов реализации программы. На отделение бокса принимаются дети с разным
уровнем физического развития и уровнем физической подготовленности.
Для
оценки результатов освоения программы требуется:
- два раза в год проводится контрольная сдача нормативов;
- раз в полгода проходят соревнования.
Выполнение задач поставленных программой предусматривает:
-систематическое проведение практических и теоретических занятий;
-обязательное выполнение учебного плана, контрольных нормативов;
-участие в соревнованиях;
-привитие юным спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, организованности, дисциплины,
чувства товарищества и взаимовыручки;
-чёткую организацию учебно-тренировочного процесса, использование данных науки и передовой практики,
как важнейших условий развития физических и волевых качеств занимающихся;
-привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно-воспитательной работы
школы Специфика организации тренировочного процесса Спортивная подготовка - тренировочный процесс;
На основании нормативной части программы в ДЮСШ разработаны планы подготовки учебной
группы и отдельных спортсменов с учетом имеющихся условий.
С учетом специфики вида спорта рукопашный бой определяются следующие особенности спортивной
подготовки:
1. Комплектование групп, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности
тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и возрастными
особенностями развития;
2. В зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных
соревнований, подготовка по виду спорта рукопашный бой осуществляется на основе обязательного
соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную
подготовку.
3. Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод обучающихся в следующие группы
обучения обуславливаются стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной
физической подготовке, уровнем спортивных результатов.
4. Возраст обучающихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в
учебной группе. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года.
5. Установленная недельная учебно-тренировочная нагрузка является максимальной.
6. Количество установленных в отделении учебных групп является минимальным.
7. На период учебно-тренировочных сборов, оздоровительно-спортивного лагеря наполняемость учебных
групп и режим учебно-тренировочной работы устанавливаются в соответствии с наполняемостью и режимами
работы спортивных групп.
8.
В зависимости от уровня спортивной подготовленности обучающихся разрешается сокращение
недельной нагрузки, но не более чем на 25%.

5

II Учебно-тематический план
2.1
Структура системы многолетней спортивной подготовки боксеров
Система многолетней спортивной подготовки включает:
- систему отбора и ориентации по виду спорта, по дисциплине данного вида спорта;,
- тренировку;
- оптимизирующую систему сопровождения тренировки;
Основные элементы спортивной подготовки:
1) Тренировкой (тренировочным процессом или спортивной подготовкой) называется педагогический
процесс, направленный на воспитание и совершенствование определённых способностей, обусловливающих
готовность спортсмена к достижению наивысших результатов, построенный на основе системы упражнений.
Цель: Подготовка к соревнованиям, ориентированная на достижение максимально возможного для
спортсмена уровня подготовленности, обусловленная спецификой соревновательной деятельности и
гарантирующая достижение планируемых результатов.
Задачи:
- приобретение соответствующих теоретических знаний;
- освоение техники и тактики конкретной спортивной дисциплины;
- развитие функциональных возможностей организма, обеспечивающих выступление на соревнованиях с
достижением планируемых результатов;
- обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
- воспитание необходимого уровня моральных и волевых качеств;
- приобретение практического опыта, необходимого для эффективной соревновательной деятельности.
2) Виды подготовки:
Теоретической подготовкой называется процесс усвоения совокупности знаний: методических, медикобиологических, психологических основ тренировки и соревнований, о спортивном инвентаре, оборудовании и др.
Технической подготовкой называется процесс овладения системой движений (техникой),
ориентированной на достижение максимальных результатов в спортивной дисциплине.
Тактической подготовкой называется процесс овладения оптимальных методов ведения состязания.
Физической подготовкой называется процесс воспитания физических качеств и развития
функциональных возможностей организма, создающих благоприятные условия для совершенствования всех
сторон тренировки.
Виды подготовки подразделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП).
ОФП называется развитие функциональных возможностей организма, оказывающих опосредованное
влияние на эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.
Средства ОФП: бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с
отягощениями и др.
СФП называется уровень развития функциональных возможностей организма, оказывающих
непосредственное влияние на эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.
Средства СФП: соревновательные и специальные подготовительные упражнения.
Психической подготовкой называется система психолого-педагогических воздействий, применяемых с
целью формирования и совершенствования свойств личности и психических качеств спортсмена, необходимых
для подготовки к соревнованиям и надёжного выступления в них.
Таблица
Структура многолетней спортивной подготовки
Стадии

Этапы спортивной подготовки
Обозначение
Продолжительно
сть
СОГ
постоянно

Название
Базовой
подготовки

Спортивнооздоровительный этап

Период
1-й год
Свыше 1-го года
Таблица

Уровни тренировочного процесса
Уровни
Микроструктура

Основные элементы
Тренировочное
занятие
Тренировочный
день занятий

Время
Для НП – до 2 часов, Т(СС) - до 3 часов,
При проведении более 1 тренировочного занятия в день суммарная
продолжительность занятий - до 8 академических часов

6
Мезоструктура
Макроструктура

Микроцикл
Мезоцикл
Макроцикл

≈ неделя
Цикл ≈ 2-6 недель, включающий законченный ряд микроциклов
Цикл, развитие, стабилизация и временная утрата спортивной формы,
≈ 3-4 месяца, ≈ 0,5 или 1 или 4 года, включающий законченный ряд
периодов, этапов, мезоциклов.

Построение многолетней спортивной подготовки в годичных циклах определяется основным макроциклом
(Подготовительный период)(Соревновательный период)(Переходный период).
Таблица
Структура основного макроцикла
Периоды
I. Подготовительный

Этапы
Общеподготовительный

II. Переходный

Специально подготовительный
Восстановительный

Структура этапа
1-й - втягивающий мезоцикл = 2-3 микроцикла
2-й - базовый мезоцикл = 3-6 микроцикла
2-3 мезоцикла
Зависит от этапа тренировочного процесса

Подготовительный период направлен на становление спортивной формы – создание прочного
фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования
спортивной подготовленности.
Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление
физического и психического потенциала после интенсивных и больших по объёму тренировочных и
соревновательных нагрузок, на подготовку к следующему макроциклу.

2.2. Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления
на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в
группах
Этап
подготовки

спортивной

Продолжительность
этапов в годах

Спортивнооздоровительный этап

Минимальный
Наполняемость
возраст для зачисления групп (чел.)
группы (лет)

Без ограничений

5

15

На спортивно-оздоровительный этап зачисляются все желающие, не имеющие медицинских
противопоказаний для занятий спортом. Перевод учащихся в группы следующих годов обучения
производится на основании выполнения требований программы.
Задачи на спортивно-оздоровительном этапе:

формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

освоение основ техники по виду спорта рукопашный бой;

всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

укрепление здоровья спортсменов;
2.3. Процентное распределение объемов тренировочного процесса по этапе и
виду спортивной подготовки
Разделы подготовки
Этапы и годы спортивной
подготовки
Начальный этап
1 год
Общая физическая подготовка (%)
Специальная физическая
подготовка (%)
Техническая подготовка (%)
Тактическая, теоретическая и
психологическая подготовка (%)

50 - 65
21 - 23
10 - 15
3-4

7
2.4. Медицинские, возрастные и психологические требования к лицам, проходящим спортивную
подготовку.
1) Лицо, желающее пройти спортивную подготовку, может быть зачислено в организацию,
осуществляющую спортивную подготовку, только при наличии документов, подтверждающих прохождение
медицинского осмотра в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом
исполнительной власти.
Физические нагрузки в отношении лиц, проходящих спортивную подготовку, назначаются тренерами с
учетом возраста, пола и состояния здоровья таких лиц и в соответствии с нормативами физической подготовки и
иными спортивными нормативами, предусмотренными Федеральными стандартами спортивной подготовки.
2) Зачисление в группы начальной подготовки (1-й год обучения) проводится на основании заключения о
состоянии здоровья от специалистов по лечебной физкультуре и спортивной медицине отделений (кабинетов):
- спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений;
- врачебно-физкультурных диспансеров;
- центров лечебной физкультуры и спортивной медицины;
2.5 Примерный учебно-тематический план составлен на 36 недель в условиях ДЮСШ
Виды подготовки
Этап подготовки
СОГ-1 СОГ-2
СОГ-3
СОГ-4
СОГ-5
Теоретические сведения
4
4
4-10
4-10
4-10
Практические занятия
Общая физическая подготовка
60
54
50-60
50-60
50-60
Специальная физическая подготовка
64
64
70-76
70-76
70-76
Техническая подготовка
54
60
50-56
50-56
50-56
Тактическая подготовка
10
10
16-22
16-22
16-22
Интегральная подготовка, в том числе контрольные
14
10
10-16
10-16
10-16
схватки
Инструкторская и судейская практика
4
2
4-10
4-10
4-10
Экзамены, контрольные испытания (приемные и
4
8
8-16
8-16
8-16
переводные)
Восстановительные мероприятия
2
4
4-10
4-10
4-10
Всего:
216
216
216-276
216-276
216-276

2.6 Календарный учебный график.
сентябрь
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

31

7

14

21

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

1

8

15

22

1

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

2

9

16

23

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

3

10

17

24

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

4

11

18

25

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

5

12

19

26

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

6

13

20

27

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

СОЭ-1
СОЭ-2
СОЭ-4
СОЭ-2

ПА
ПА
ПА
ПА

март

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
СОЭ-1
СОЭ-2
СОЭ-4
СОЭ-2

февраль

апрель

май

июнь

июль

август

28

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

31

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

ИА
ИА
ИА
ИА

ИА
ИА
ИА
ИА

К
К
К
К

К
К
К
К

К
К
К
К

К
К
К
К

К
К
К
К

К
К
К
К

К
К
К
К

К
К
К
К

К
К
К
К

К
К
К
К

К
К
К
К

К
К
К
К

С
С
С
С

К
К
К
К

8

2.7. Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию
Требования к материально-технической базе и инфраструктуре:
- наличие: тренировочного спортивного зала, тренажерного зала, раздевалок, душевых, медицинского кабинет;
- обеспечение: оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения спортивной подготовки,
спортивной экипировкой, проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питанием и
проживанием в период проведения спортивных мероприятий, медицинского обеспечения лиц, проходящих
спортивную подготовку;
- организацию систематического медицинского контроля.
Таблица
Обязательные оборудование и спортивный инвентарь
№
Наименование
Единица Количеств
п\п
измерения о изделий
Оборудование, спортивный инвентарь
1
Груша боксерская набивная
штук
3
2
Груша боксерская пневматическая
штук
3
3
Мешок боксерский
штук
5
4
Ринг боксерский (6х6 м) на помосте (8х8 м)
комплект
1
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь
5
Гантели массивные ( от 1,5 до 6 кг)
комплект
4
6
Лапы боксерские
пара
3
7
Мячи набивные (медицинбол) от 1 до 5 кг
комплект
3
8
Мат гимнастический
штук
4
9
Мяч баскетбольный
штук
2
10
Мяч теннисный
штук
2
11
Мяч футбольный
штук
2
12
Насос универсальный (для накачивания
штук
1
спортивных мячей)
13
Платформа для подвески боксерских груш
штук
1
14
Скамейка гимнастическая
штук
5
15
Скакалка гимнастическая
штук
15
16
Стенка гимнастическая
штук
6
17
Штанга тренировочная
комплект
2
18
Весы до 150 кг
штук
1
19
Гонг боксерский
штук
1
20
Секундомер
штук
2
21
Стенд информационный
штук
1
22
Табло информационное световое электронное
комплект
1
23
Часы стрелочные информационные
штук
1
24
Стеллаж для хранения гантелей
штук
1
25
Урна – плевательница
штук
2
26
Зеркало (0,6 х2м)
комплект
6
27
Гири 16кг,24 кг, 32 кг
комплект
2

№
п\п

1
2

Таблица
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
Наименование спортивной
Единица
Расчетная единица Этапы спортивной подготовки
экипировки индивидуального
измерения
Этап начальной Тренировочный
пользования
подготовки
этап (этап
спортивной
специализации)
Коли- Срок Коли- Срок
чество эксплу- чество эксплуатации
атации
лет
лет
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
Боксерки (обувь для бокса)
пара
на занимающегося
1
1
Боксерская майка
штук
на занимающегося
2
1

9
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Боксерские трусы
Носки утепленные
Футболка утепленная (толстовка)
Халат
Протектор бандаж для паха
Перчатки боксерские снарядные
Перчатки боксерские
Эластичные бинты
Капа (зубной протектор)
Шлем боксерский

штук
пара
штук
штук
штук
пара
пара
штук
штук
штук

на занимающегося
на занимающегося
на занимающегося
на занимающегося
на занимающегося
на занимающегося
на занимающегося
на занимающегося
на занимающегося
на занимающегося

1

1

1

1

1
1
1
2
1
1

1
1
1
0,5
1
1

2.8. Требования к количественному и качественному составу групп подготовки
Таблица
Количественный состав группы
Этап спортивной подготовки
Количество человек в группе
Название
Период
Min
Оптимальное
Max
СОГ
Свыше 1 года
Устанавливается
15
25
образовательной
До 1 года
15
25
организацией
III. Методическая часть
3.1. Рекомендации по проведению тренировочных занятий
Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации образовательных программ в области
физической культуры и спорта, а также программ спортивной подготовки, рассчитывается в академических часах с
учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся и не может превышать:
- на этапе начальной подготовки - 2 часов;
- на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - 3 часов;
Методические принципы:
1) Направленность на максимально возможные достижения.
Направленность на максимально возможные (высшие) достижения реализуется при использовании
наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки, поэтапном усложнении тренировочного
процесса и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима спортсменов, применении
оптимальной системы питания, отдыха и восстановления.
2) Программно-целевой подход к организации спортивной подготовки.
Данный принцип выражается в прогнозировании спортивного результата и его составляющих,
моделировании основных сторон соревновательной деятельности, уровня подготовленности (физической,
технической, тактической, психической, теоретической), структуры тренировочного и соревновательного процесса
в различных циклах, составлении конкретных программ спортивной подготовки на различных этапах и их
реализации, внесении коррекций, обеспечивающих достижение конечной целевой установки - побед на
определенных спортивных соревнованиях, достижении конкретных спортивных результатов.
3) Индивидуализация спортивной подготовки.
Процесс спортивной подготовки должен строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного
спортсмена, его пола, возраста, функционального состояния, спортивного мастерства.
4) Единство общей и специальной спортивной подготовки.
На основе общей физической подготовки, заложенной на начальных этапах многолетней подготовки
спортсмена, должно происходить увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме
тренировочных средств.
5) Непрерывность и цикличность процесса подготовки.
Спортивная подготовка строится как круглогодичный и многолетний взаимосвязанный процесс.
Цикличность спортивной подготовки проявляется в необходимости систематического тренировочного процесса и
одновременного изменения их содержания в соответствии с закономерностями тренировочного процесса и этапов
спортивной подготовки.
6) Возрастание нагрузок.
Правильное использование нагрузок и воздействий в процессе подготовки спортсмена основывается на
принципе их возрастания, где объемы и способы (постепенность, ступенчатость, волнообразность) возрастания
нагрузок определяются в зависимости от этапа подготовки, возраста и спортивного мастерства спортсмена.
7) Взаимосвязанность спортивной подготовки и соревновательной деятельности.
Рациональное построение процесса подготовки спортсмена предполагает его строгую направленность на
формирование календаря соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное выступление спортсмена
на спортивных соревнованиях соответствующего уровня.
3.2. Требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий.

10
Лицо, проходящее спортивную подготовку, обязано:
- своевременно проходить медицинские осмотры, предусмотренные в соответствии с настоящим ФЗ,
- выполнять по согласованию с тренером указания врача;
- незамедлительно сообщать руководителям или иным ответственным должностным лицам организации,
осуществляющей спортивную подготовку, либо своему тренеру, о возникновении при прохождении спортивной
подготовки ситуаций, представляющих угрозу жизни или здоровью этого лица, либо жизни или здоровью иных
лиц, в том числе о неисправностях используемых оборудования и спортивного инвентаря, заболеваниях и травмах,
а также о нарушениях общественного порядка при прохождении спортивной подготовки;
Спортсмены обязаны:
- соблюдать требования безопасности во время участия в физкультурных мероприятиях и спортивных
мероприятиях, тренировочных мероприятиях и при нахождении на объектах спорта;
- соблюдать антидопинговые правила;
- предоставлять информацию о своем местонахождении в соответствии с общероссийскими антидопинговыми
правилами в целях проведения допинг-контроля;
- не принимать участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на
официальные спортивные соревнования по виду или видам спорта, по которым они участвуют в соответствующих
официальных спортивных соревнованиях;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования, медицинские требования, регулярно проходить медицинские
обследования в целях обеспечения безопасности занятий спортом для здоровья.
3.3. Текущие медицинские наблюдения и периодические медицинские обследования спортсменов
(далее - ТМН)
ТМН за спортсменами осуществляются постоянно для оперативного контроля состояния их здоровья и
динамики адаптации организма к тренировочным нагрузкам.
Задачи ТМН:
- индивидуализация и повышение эффективности процесса подготовки и восстановительных мероприятий;
- определение уровня функциональной подготовленности (главным образом, степени выраженности отставленных
постнагрузочных изменений в функциональном состоянии ведущих органов и систем), внесение коррекции в
индивидуальные планы подготовки с учетом данных о состоянии здоровья;
- определение допуска спортсмена по состоянию здоровья к тренировочным занятиям и соревнованиям;
- назначение рекомендаций по повышению адаптационных возможностей, проведению профилактических,
лечебных и комплексных реабилитационных мероприятий.
Проведение ТМН осуществляется специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине.
В ходе ТМН независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок оценивается
функциональное состояние: центральной нервной системы (ЦНС); вегетативной нервной системы; сердечнососудистой системы; опорно-двигательного аппарата.
При выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости, контролируются: морфологический и
биохимический состав крови; кислотно-щелочное состояние крови; состав мочи.
При выполнении скоростно-силовых нагрузок контролируется функциональное состояние нервномышечной системы.
При выполнении сложно-координационных нагрузок контролируются: функциональное состояние нервномышечного аппарата; функциональное состояние анализаторов (двигательного, вестибулярного (результаты
вращательных проб), зрительного.
Заключение по итогам ТМН включает: комплексный анализ проведенного обследования спортсменов, на
основании которого оценивают: уровень функционального состояния и общей работоспособности; уровень
срочного и отставленного тренировочного эффекта физических нагрузок; заключение о проведенном ТМН
спортсменов и подготовка соответствующей документации.
На основании заключения составляются индивидуальные рекомендации: по коррекции тренировочного
процесса; по лечебным и профилактическим мероприятиям; по применению выборочных методов восстановления
функций отдельных систем; по коррекции плана медико-биологического обеспечения.
3.4. Программный материал для практических занятий по каждому этапу спортивной подготовки с
разбивкой на периоды подготовки
Общая физическая подготовка
Применение средств общей физической подготовки ставит основной задачей укрепление здоровья, общего
физического развития занимающихся, укрепление мышц, несущих основную нагрузку, развитие основных
двигательных качеств - силы, быстроты, общей и специальной выносливости, координации движений.
Средства и упражнения общей физической подготовки должны составлять неотъемлемую часть
каждого занятия во всех учебных группах и во все периоды тренировки.
Подбор, содержание и дозировка упражнений зависят от уровня физического развития
занимающихся, задач тренировочного периода, уровня физической подготовленности, возраста
занимающихся и наличия материальной базы.
Строевые упражнения.
Построения и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкание в строю.
Ходьба и бег в строю.

11
Элементы акробатики: Кувырки вперёд, назад, в стороны. Стойка на лопатках на голове, стойка на руках у
стены с помощью партнёра. Мост из положения лёжа на спине и из положения стоя с опусканием назад (через
стойку на руках или с помощью партнёра).
Упражнения с гимнастическими палками: наклоны и повороты туловища (стоя, сидя, лёжа) с различными
положениями палки (вверх, вниз, вперёд, за головой, за спиной) перешагивание и перепрыгивание через палку.
Круги и выкруты, упражнения с сопротивлением партнёра.
Упражнения с медицинболами: броски мяча руками из-за головы через голову, между ног. Броски и
ловля мяча по кругу и с партнёром из различных положений. Соревнование на дальность броска одной,
двумя руками и др.
Упражнения на формирование правильной осанки
Эти упражнения должны включаться в занятия всех групп занимающихся, так как в процессе занятий
боксом могут развиваться различного рода искривления позвоночного столба, а постоянное напряжение мышц
передней части тела и расслабление мышц спины способствуют развитию патологии позвоночника. Для борьбы с
этим применяются следующие упражнения:
- И.п. ладони за голову, локти вперёд - разводя локти в сторону и выпрямляя спину подняться на носки
(вдох), возвратиться в исходное положение (выдох);
- И.п. руки вверх, пальцы «в замок» - подняться на носки, поворачивая ладони вверх (вдох) - возвратиться в
исходное положение (выдох);
- И.п. руки согнуты и соединены за спиной ладонями наружу - энергично разогнуть их максимально отвести
назад ладонями внутрь с одновременным подниманием на носки и прогибанием в грудной части (вдох) вернуться в исходное положение (выдох);
И.п. держась за рейку гимнастической стенки, стоя к ней
спиной. Подняться на носки
прогнувшись в грудной клетке, голова назад (вдох), вернуться в исходное положение (выдох);
- И.п. лёжа на животе, руки в стороны - прогнуться, отводя руки и голову назад.
Согнуть руки к плечам сводя лопатки. Руки вытянуть вперёд, - поднять левую руку и
правую ногу вверх, прогнувшись в пояснице, голову назад. Сменять руку и ногу.
Взявшись за голеностопы - прогнуться в пояснице, напрягая руки и ноги.
Для укрепления мышц спины рекомендуются следующие упражнения: наклоны вперёд со штангой на плечах,
либо с гантелями у плеч; разведение прямых рук с гантелями в стороны - вверх из положения согнувшись вперёд;
лёжа передней частью бёдер на скамейке («козле», «коне») пятки фиксированы - сгибание и разгибание туловища;
стоя с боку «козла» («коня») лечь грудью на него и охватить его руками - поднимание ног вверх
- назад; повороты туловища со штангой в руках; стоя на небольшом возвышении подъём гири с пола, сгибая и выпрямляя туловище и т.п.
Упражнения в равновесии.
Упражнения на полу на уменьшенной опоре, на гимнастической скамейке, на бревне. Усложнение упражнений
путём уменьшения площади опоры, повышение высоты снаряда, изменение исходных положений при движении по
уменьшенной опоре. Передвижение по уменьшенной опоре с различными дополнительными движениями руками,
ногами, туловищем. Передвижение по качающейся опоре. Передвижение по уменьшенной опоре с изменением
скорости с поворотами и с предметами в руках. Передвижения вперёд на фоне раздражений вестибулярного
анализатора с помощью вращений головой, туловищем. Прыжки в глубину с поворотами, прыжки в глубину с
различными движениями руками, прыжки из различных исходных положений, прыжки в воду с закрытыми глазами
или поясе. Поднимание на носки, передвижения, приседания с партнёром на плечах, передвижения с гирями 16-24
кг. в руках.
Упражнения для развития быстроты.
Приводимые упражнения способствуют не только развитию специальной скорости нанесения ударов и
передвижений, но и решают задачу борьбы с возможным образованием скоростного барьера у занимающихся.
Выполнение ударов с гантелями в руках и без них. Чередование серий бросков медицинбола и нанесение
ударов. Проведение боя с «тенью» в утяжелённой обуви и сразу без неё. «Салки» ногами (руки давят на плечи
партнёрам). Передвижение в паре, при условии сохранения назначенной дистанции одним из партнеров. Быстрое
выполнение защит или ударов на сигнал тренера (свисток, хлопок, и т.п.). Бой с партнёром в перчатках и без них на
удлиненной дистанции (не боевой). Нанесение серий ударов в максимальном темпе в течение 15 сек через 30 сек
работы в спокойном темпе. Защита отклонами и уклонами от одиночных ударов, выполняемых в максимальном
темпе, то же от двойных ударов. Совершенствование технико-тактических комбинаций с быстрым переходом от
защитных действий к атакующим и наоборот. Выполнение быстрых и легких контратакующих ударов. Нанесение
серий ударов в максимальном темпе на ближней дистанции. Условный бой с партнёром с установкой на быстроту
(обыгрывание противника), то же в утяжелённых перчатках. Нанесение быстрых ударов по «лапам» в момент
«появления цели». Нанесения ударов в максимальном темпе по пневматической груше, по пунктболу (одиночных
и серийных).
Упражнения для развития выносливости.
Развитие специальной выносливости боксёров базируется на упражнениях общей физической подготовки.
Наиболее эффективны движения видов спорта, схожих по структуре с боксом: легкоатлетические виды (метание,
толкание, различные виды бега), тяжёлая атлетика, лыжный спорт, плавание, велоспорт. Среди спортивных игр

12
наиболее приемлемы гандбол, баскетбол, регби, причём направленное развитие выносливости предусматривает
доведение времени игры до 1,5 часов и более.
Упражнения по развитию специальной выносливости в боксе решают задачи развития аэробных и
анаэробных возможностей занимающихся.
Для развития преимущественно аэробных возможностей применяются следующие упражнения:
многораундовая работа на пневматической груше; непрерывное нанесение лёгких ударов по грушам, не давая ей
опуститься до вертикали; многораундовая работа на мешке; ведение тренировочных боёв в условиях удлиненных
раундов; нанесение непрерывных серий ударов, стоя в воде (до плечевых суставов); многораундовое выполнение
прыжков со скакалкой.
Развитие анаэробных способностей, лежащих в основе специальной выносливости боксёров, производится
в условиях кислородного голодания и при создании большого кислородного долга, исключая возможность его
быстрой ликвидации (в процессе тренировки).
С этой целью применяются следующие упражнения : многораундовая работа с партнёром в условиях
сокращённых интервалов отдыха и без перерывов в работе; чередование спринтерских рывков и ускорений с
ведением боя с «тенью»; нанесение ударов с задержками дыхания ; нанесение серий ударов при погружении в воду
на фоне утомления (после кросса); ведение условного боя в высоком темпе, быстро передвигаясь по рингу и
стараясь загнать противника в угол, или прижать его к канатам; ведение многораундового (до 10 раундов)
вольного боя с частой сменой партнёров в условиях сокращённых интервалов отдыха и без перерывов.
Условия среднегорья, отличающиеся пониженным содержанием кислорода, являются благоприятной
средой для развития специальной выносливости боксёров.
Упражнения для развития ловкости
Развитие ловкости у боксёров может идти как при работе на специальных снарядах, так и при
работе в паре с партнёром.
Упражнения на снарядах:_нанесение серий ударов по пунктболу; нанесение серий ударов по пневматической груше в
различных направлениях; нанесение ударов по груше на растяжках (горизонтальных); нанесение ударов по
движущемуся мешку; одновременная работа на двух-трех надувных или насыпных грушах; поочередное нанесение
ударов по грушам на растяжках (вертикальных) двумя партнерами, стоящими к ней под углом 90°; нанесение
ударов по пневматической груше, установленной на глубоком штыре (пружинной основе).
Упражнения с партнером: выполнение сайдстепов, ударов на скачке; ударов под разноименные ноги и с
шагами одноименных ног; выполнение защитных движений при нанесении серии ударов партнером; ведение
условных боев в «обратной» стойке; с ограниченным количеством ударов; совершенствование приемов на «связке»
(по С.А. Степанову); проведение спаррингов на ринге размером 1,5 на 1,5 метров; условный бой «стенка на стенку»;
частая смена партнеров и темпа работы в парах; нанесение серии ударов по «провалившемуся» противнику;
совершенствование «выходов» из углов и «уходов» от канатов при атаках партнеров; использование всего
комплекса технико-тактических приемов в «вольных» боях.
Упражнение для развития гибкости
Развитию специальной гибкости боксеров способствуют как упражнения общей, так и специальной
подготовки. Их применение призвано обеспечить подвижность позвоночного столба, сустава при укреплении
мышечно-связочного аппарата. Этому способствует выполнение движений с большой амплитудой и
использование дополнительных грузов и сопротивлений из средств общей физической подготовки. Основными
средствами развития специальной гибкости являются упражнения в наклонах, отклонах, «нырках», выполняемых
как под одиночные, так и серии ударов.
Упражнения для развития равновесия
Эффективное выполнение технико-тактических приемов существенно зависит от уровня развития
вестибулярной системы боксеров, влияющей на способность к сохранению подвижного равновесия в процессе
ведения поединков. Динамическое равновесие играет основную роль в практике бокса, так как выполнение
технических действий проходит на фоне постоянных перемещений.
Совершенствование динамического равновесия должно проходить по 2-м направлениям:
1). Тренировка систем, способствующих сохранению равновесия (зрительная ориентация, координация мышечных
усилий, связанных с рецепцией кожи стопы и связочного аппарата суставов). С этой целью используются
упражнения с учетом времени их выполнения также, как быстрое хождение по предметам с малой площадью
опоры (гимнастическое бревно, брус, «кочки», канат и т.п.), исключив зрительную ориентацию; упражнения в
балансировании (на качелях, «в бочке» и т.п.).
2). Снижение отрицательных влияний на процесс сохранения равновесия со стороны вестибулярной системы,
путем повышения ее адаптации к специфическим боксерским движениям. Для этого в процессе разминки
применяются следующие упражнения: продвижение вперед (5-6 см) после выполнения различных вращений,
поворот, наклоны головой и туловищем; продвижение вперед с одновременным выполнением вращений,
поворотов, наклонов головой и туловищем с последующим прохождением отрезков (5-6 см), исключив зрительную
ориентацию. Многоразовое выполнение отклонов, уклонов, «нырков», сайдстепов, выполняемых в основной части
тренировочных занятий, также способствуют повышению адаптации вестибулярного анализатора, что важно при
подготовке соревнований, т.е. одновременно совершенствуется техника защитных движений.
Кроме того, в заключительной части занятий необходимо давать упражнения (в виде комбинированных
эстафет) с сильными вестибулярными нагрузками: многочисленные кувырки, вращения в полу наклоне и приседе
на одной ноге (вторая отставлена в сторону), гимнастическое «колесо», упражнения парной гимнастики.

13
Целесообразно использовать в процессе разминки и упражнений преимущественного воздействия на различные
отделы вестибулярной системы.
Упражнения для тренировки преимущественно отолитов; бег с резкими остановками и сменой
направлений движений; продвижение вперед с резкими боковыми смещениями (ход конькобежца); быстрые
приседания с выпрыгиванием вверх; прыжки на одной ноге, голова наклонена к плечу; соскок с «козла» с
последующими подскоками.
Упражнения для тренировки преимущественно полукружных каналов: повороты и наклоны головы,
быстрые наклоны туловища в стороны (ухом касаться плеча); повороты на месте с наклоненной к плечу головой;
быстрые наклоны вперед из положения прогнувшись, повороты туловища в полу наклоне, ходьба «елочкой» со
сменой ног на каждый шаг. Эффективность этих упражнений увеличивается при исключении зрительной
ориентации и изменении площади опоры.
Упражнения для тренировки равновесия необходимо применять в процессе занятий всех периодов и во всех
группах занимающихся, т.к. тренирующий эффект проходит после 2-х недельного перерыва.
Технико-тактическая подготовка.
В процессе тренировочных занятий боксеры данной группы решают следующие задачи:
-повышение уровня общей физической подготовленности;
-развитие физических качеств;
изучение и совершенствование технико-тактических приемов бокса. Реализация двух первых задач
производится с помощью средств и методов общей и специальной физических подготовок. Для изучения и
совершенствования технико-тактических действий используется следующие средства и методы.
1. Положение кулака при нанесении ударов: давление на мешок или настенную подушку ударной частью
кулака; давление ладонью одной руки на головки пястных костей другой руки; нанесение ударов по настенной
подушке, мешку или «лапам».
2. Боевая стойка: усвоение рационального положения ног, туловища и рук; изучение всех положений
стойки, их исправление перед зеркалом; перемещение веса тела в учебной и боевой стойке с ноги на ногу;
повороты в боевой стойке с сохранением равновесия; свободное передвижение по рингу в боевой стойке.
3. Передвижения. Перемещение по рингу может осуществляться либо шагами (обычный и
приставной), либо скачками (толчком одной или двумя ногами).
Перемещение обычным шагом более удобно, если противник находится на значительном расстоянии (до
3-х и более шагов). Этот способ применяется как в атаке так и в защите. Перемещение приставными шагами
выполняется скользящими шагами без переноса веса тела на одну из ног. Стоящая сзади нога приставляется к
ноге, выполнившей шаг на расстоянии, сохраняющее положение боевой стойки. При перемещении вперед шаг
выполняется левой (для левши - правой) ногой, приставляется правая нога (у левши - левая), при перемещении
назад роли ног меняются. При перемещении в сторону начальный шаг выполняется ногой одноименной
направлению движения.
Перемещение скачком может осуществляться вперед, назад и в стороны. Перемещения скачком (толчок
одной ногой) по своей структуре соответствует перемещению приставным шагом. Отличием является наличие
фазы полета при перемещениях скачком. В остальном структура однотипна, т.е. толчковая нога подставляется на
дистанцию боевой стойки. Направление перемещения скачком регулируется началом движения одноименной ноги
«вперед - впереди стоящей, назад -сзади стоящей, вправо - правой, влево - левой». Небольшая высота скачка
обеспечивает «скользящий» характер передвижений скачком.
Перемещение толчком двух ног осуществляется за счет активного разгибания ног голеностопных суставов
и, как правило, на небольшое расстояние. Этот вид передвижений наиболее удобен, т.к. обеспечивает высокую
мобильность в атаке и защите и создает трудность для атак противника, являясь элементом тонкого тактического
маневра, уточняющего ударно-защитную позицию.
Для изучения и совершенствования ударов и защит от них применяются следующие
упражнения:
прямой удар с шагом левой; защиты подставкой правой ладони; отбивом правой рукой влево вниз; уклоном
вправо, отходом назад; сайдстепом.
прямой удар правой в голову с шагом левой, защита подставкой левого плеча; подставкой правой ладони;
уклоном влево; уходом назад; сайдстепом влево;
прямой удар в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад. Двойные
прямые удары и защита от них:
прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и подставкой левого
плеча;
прямой удар левой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад.
прямой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад. Двойные
прямые удары и защиты от них:
прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и подставкой левого
плеча;

14
прямой удар левой в голову, правой в туловище, защита подставкой правой ладони и согнутой в локте
левой руки;
прямой удар левой в туловище, правой в голову, защита подставкой согнутой в локте левой руки и правой
ладони. Трёх и четырёхударные комбинации прямыми ударами и защиты от них. Одиночные удары снизу и
защиты от них:
удар снизу влево в голову и защита от него подставкой правой ладони; уходом назад;
удар снизу левой в туловище и защита от него подставкой согнутой правой руки;
Одиночные боковые удары и защиты от них скорости их выполнения. Важнейшим условием для
выполнения быстрого движения является умение предварительно расслабить основные группы мышц,
участвующие в нём. Кроме того, выполнение движения на большой скорости неразрывно связано с силой мышц,
выполняющих его.
Развитие силы, в основном, происходит в ходе выполнения упражнений специальной физической
подготовки, когда специфические боксёрские движения (удары) выполняются в усложнённых (применение
тяжестей, сопротивлений) условиях.
Совершенствование сочетаний различных ударов.
- повторные удары - последовательное нанесение двух ударов одной рукой;
- двойные удары - последовательное нанесение двух ударов одной и другой рукой;
- серийные удары - последовательное нанесение трёх и четырёх и более ударов с определённым
чередованием рук.
Защиты.
При совершенствовании защитных действий решаются задачи: Изучения и совершенствования всего
арсенала защитных действий; Обеспечение надёжности защит, подбором их комбинаций; обеспечение активности
защитных действий, т.е. изменения быстро перейти от надёжной защиты к контратаке и атаке.
Эффективность защитных действий зависит от:
1. Умения прогнозировать нападающие действия соперника, предугадывая их развитие, а также способы, которыми
может быть реализовано собственная атака.
2. Умения опередить действие соперника организацией противодействия в виде использования
защитных приёмов.
При совершенствовании защитных действий необходимо сохранить общие принципы движения:
1. Активная работа ног, направленная на перемещение тела и сохранение устойчивости.
2. Активная работа туловища, направленная на уклоне от ударов соперника.
3. Активная работа обеих рук, направленная на остановку ударов и создание готовности встречных и ответных
ударов.
- уклонения: отходом назад, влево; уклоном вправо, влево; отклоном назад, назад -вправо, назад - влево;
нырком вниз, вниз - влево;
- остановки: подставкой кисти, предплечья, плеча, отбивом кистью наружу, кистью внутрь, предплечьем
наружу, предплечьем внутрь, блоком предплечьем, кистью;
- сочетание приёмов защит: отходом назад и подставкой кисти, отходом вправо и отбивом кистью внутрь и т. д.
- сочетание приёмов защит с ударами: переключение от защитных действий к ударам -уклон вправо - прямой удар
правой в голову; уклон влево - боковой удар левой в голову и переключение от ударов к защитным действиям:
прямой удар правой в голову нырок вниз - вправо; боковой удар левой в голову - нырок вниз - влево и т. д.
- атака повторными прямыми ударами левой в голову; в голову и туловище; в туловище и в голову;
- атака прямыми ударами левой и правой в голову; в голову и туловище; в туловище и в голову;
- атака боковыми ударами левой и правой в голову;
- атака боковым ударом левой и прямым в голову, то же в обратной последовательности;
- противника с уклоном влево;
- ответная контратака прямым ударом левой в голову после защиты подставкой правой ладони от прямого левой в
голову;
- ответная контратака прямым правой в голову после защиты уклоном вправо от прямого левой в голову;
- ответная контратака прямым правой в голову после защиты подставкой левого плеча правой в голову;
Совершенствование тактических действий
Действия на дальней дистанции: маневрирование. Подготовительные действия (ложные и обманные),
начало, развитие и завершение атак, защиты и ответные действия.

15
Действия на средней дистанции: вхождение в среднюю дистанцию, стойки передвижения и перемещения,
особенности ведения боевых действий (высокая плотность ударов, дифференцировка их по силе, возрастание роли
защит подставками, блокировками, уклонами и т. п.), уход на дальнюю дистанцию, защитные действия.
Действия на ближней дистанции: вхождение, стойки, комбинации ударов, защиты, уход на дальнюю
дистанцию.
Совершенствование технико-тактических действий на дальней дистанции.
Изучение различных вариантов нанесения ударов (свинг, в голову и туловище, «кросс» в голову,
«хуки», апперкоты и т. п.) и защиты от них.
Совершенствование ранее изучаемых технико-тактических действий на дальней дистанции:
- передвижения, одиночные, двойные, повторные удары, защиты от них и контрудары;
- серии приёмных ударов, защиты от них и контрудары;
Совершенствование технико-тактических действий на средней дистанции.
- одиночные, двойные и серии прямых ударов, защиты от них и контрудары;
- одиночные, двойные и серии ударов снизу, защиты от них и контрудары;
- удары левой снизу в голову и туловище на месте одиночным и двойным шагом, удар снизу в голову и туловище с
переносом веса тела на правую ногу и с переносом веса тела на левую ногу;
- защиты от ударов левой снизу в голову и туловище накладкой одноимённой и разноимённой ладонью
на сгиб локтевого сустава, отклоном и отходом;
- трёх и четырёх ударные серии боковых ударов и защита от них подставками предплечий или «нырками».
Сочетание боковых ударов и ударов снизу и защит от них.
- удар левой снизу в туловище, правой в туловище и боковой левой в голову, защита подставками предплечий;
Совершенствование технико-тактических действий на ближней дистанции.
- активно-защитная, наступательная и защитная позиция;
- удары левой снизу в голову и туловище с распределением веса тела на правую ногу и с переносом веса тела на
левую;
- удары правой снизу в голову и туловище с распределением веса тела на обе ноги, с переносом веса тела на
- боковой удар правой в голову с распределением веса тела на обе ноги, с переносом веса тела на левую ногу, на
правую;
- короткие прямые удары левой и правой в голову;
- защита от ударов снизу подставками локтей и предплечий, остановкой - наложением предплечий и ладоней;
- введение рук внутрь позиции противника;
Совершенствование тактических действий.
Подготовительные действия (разведка): маневр (выбор положения для атаки), обманные действия,
обманные удары, лёгкие удары, финты, движения туловища и глаз на дальней и средних дистанциях.
Наступательные движения - атака, встречная и ответная контратака, нанесение ударов при отходе.
Задачи обучения и тренировки:
- доведение выполнения изученных приёмов до высокого уровня автоматизации;
- изучение различных вариантов ударов и защит от них;
- изучение и совершенствование технико-тактических приёмов в работе с боксёрами различных стилей
ведения боя;
- повышения уровня специальной физической подготовки и специальных качеств.
В группах спортивного совершенствования процесс строится с учётом индивидуальных особенностей
занимающихся и направлен на совершенствование индивидуальной манеры ведения боя и развития у них
тактического мышления.

Совершенствование технико-тактических действий на дальней дистанции.
Изучение различных вариантов нанесения ударов (свинг, в голову и туловище, «кросс» в голову,
«хуки», апперкоты и т. п.) и защиты от них.
Совершенствование ранее изучаемых технико-тактических действий на дальней дистанции:
- передвижения, одиночные, двойные, повторные удары, защиты от них и контрудары;
- серии приёмных ударов, защиты от них и контрудары;

16
Совершенствование технико-тактических действий на средней дистанции.
- одиночные, двойные и серии прямых ударов, защиты от них и контрудары;
- одиночные, двойные и серии ударов снизу, защиты от них и контрудары;
- удары левой снизу в голову и туловище на месте одиночным и двойным шагом, удар снизу в голову и туловище с
переносом веса тела на правую ногу и с переносом веса тела на левую ногу;
удар снизу правой в голову и туловище с переносом веса тела на левую ногу и переносом на правую;
- трёх и четырёх ударные серии снизу левой и правой в туловище и голову, защиты от них подставками локтей и
предплечий;
- боковой удар левой в голову с переносом веса тела на правую ногу и без переноса, защита подставкой
правого предплечья «нырком» вправо или отходом;
- трёх и четырёх ударные серии боковых ударов и защита от них подставками предплечий или «нырками».
- удар левой снизу в туловище, правой в туловище и боковой левой в голову, защита подставками предплечий;
- разнотипные сочетания боковых ударов и ударов снизу в голову и туловище и защита от них.
Совершенствование технико-тактических действий на ближней дистанции.
- активно-защитная, наступательная и защитная позиция;
- удары левой снизу в голову и туловище с распределением веса тела на правую ногу и с переносом веса тела на
левую;
- удары правой снизу в голову и туловище с распределением веса тела на обе ноги, с переносом веса тела на
левую ногу и с переносом веса тела на правую;
- удар правой снизу в туловище с шагом вправо, вперёд, назад;
- короткие прямые удары левой и правой в голову;
- защита от ударов снизу подставками локтей и предплечий, остановкой - наложением предплечий и ладоней;
- введение рук внутрь позиции противника;
- выход из ближнего боя (5 способов);
Совершенствование тактических действий.
Подготовительные действия (разведка): маневр (выбор положения для атаки), обманные действия,
обманные удары, лёгкие удары, финты, движения туловища и глаз на дальней и средних дистанциях.
Наступательные движения - атака, встречная и ответная контратака, нанесение ударов при отходе.
Оборонительные действия - обеспечение надёжности и активности обороны и переход к атакующим
действиям.
3.5 Планы применения восстановительных средств
Целью восстановительных мероприятий после интенсивных физических нагрузок является поддержание и
повышение функционального состояния и спортивной формы спортсмена в любой заданный отрезок времени,
тренирующегося в соответствии с циклом тренировочного процесса и выступающего на соревнованиях в
соответствии с календарным планом проведения соревнований различного уровня.
В составлении программы восстановительных мероприятий принимают участие тренер, врач, врачклинический фармаколог, биомеханик, врач-физиотерапевт, массажист, врач-диетолог, врач-рефлексотерапевт,
медицинский психолог, специалисты по медицинским профилям, в соответствии с медицинскими показаниями.
Для проведения восстановительных мероприятий используются возможности медицинского кабинета
организации, врачебно-физкультурного диспансера, центра лечебной физкультуры и спортивной медицины,
отделения реабилитации медицинской организации.
Оказание медицинской помощи при проведении восстановительных мероприятий после интенсивных
физических нагрузок в спорте, после перенесенных заболеваний и травм у спортсменов проводится с учетом
определения объема и характера диагностических и восстановительных мероприятий и зависит от характера,
объема повреждения, сроков заболевания и этапа спортивной подготовки.
3.6. Планы антидопинговых мероприятий
Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или
попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов,
запрещенных для использования в спорте (далее также - запрещенная субстанция и (или) запрещенный метод).
Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с общероссийскими
антидопинговыми правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области
физической культуры и спорта, и антидопинговыми правилами, утвержденными международными
антидопинговыми организациями (далее также - антидопинговые правила).
Нарушением антидопингового правила являются одно или несколько следующих нарушений:
- использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;
- наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период
или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в

17
спортивном соревновании;
- отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявка спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после
получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена
от взятия пробы;
- нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во
внесоревновательный период, в том числе непредоставление информации о его местонахождении и его неявка для
участия в тестировании;
- фальсификация или попытка фальсификации элемента допинг-контроля;
- обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое
использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом для терапевтического использования
запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства;
- распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;
-использование или попытка использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение
или попытка применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением
или попыткой нарушения антидопинговых правил.
IV. Система контроля и зачетные требования
4.1. Критерии подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, на каждом этапе спортивной
подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в виде
спорта
6—10 лет.
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и
пропорционально.
Костная система находится в стадии формирования:
- окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, и в костной системе много хрящевой
ткани, поэтому необходимо неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке обучающихся;
- окостенения кисти и пальцев не завершено, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки
затруднительны и утомительны.
Мышцы еще слабы, особенно мышцы, спины, и не могут долго поддерживать тело в правильном
положении, что может привести к плохой осанке и искривлению позвоночника, поэтому очень важны
повседневные систематические специальные физические упражнения.
В этом возрасте большое место занимает игра, содержание которой содержит действия и поступки,
позволяющие воспитывают такие качества, как ловкость, сила, быстрота и координация движений, выдержка,
настойчивость, смелость.
11-15 лет
Самым важным фактом является половое созревание - появляться различия в развитии мальчиков и
девочек. Девочки заметно прибавляют в весе и росте, но уступают мальчикам в силе, скорости и выносливости.
После 14—15 лет девочки растут медленнее, а мальчики — быстрее и они вновь обгоняют девочек в физическом
развитии и сохраняют это преимущество на протяжении последующих лет.
Физическое развитие неравномерно:
- если кости позвоночника и конечностей интенсивно растут в длину, то грудная клетка в развитии отстает;
- если сердце значительно увеличивается в объеме, становится более сильным, то диаметр кровеносных сосудов
отстает в развитии (следствие - временные расстройства кровообращения, повышается кровяное давление,
головокружение, сердцебиение, временная слабость, головные боли и т.д.);
- нервная система не всегда может выдерживать длительные монотонные раздражители, поэтому часто переходит
в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения (одни подростки поэтому быстро
устают, становятся вялыми, рассеянными, а другие — раздражительными, нервозными, начинают совершать
иногда несвойственные им поступки).
Противопоказаны чрезмерные силовые упражнения, требующие резких силовых движений. Наиболее
пригодны физические упражнения средней интенсивности при относительно длительной мышечной работе.
15-18 лет.
К концу этого периода юноши и девушки достигают физической зрелости и их развитие мало чем
отличается от физического развития взрослого человека. Им доступны все виды силовых упражнений и
упражнений на выносливость, они без вреда для себя могут участвовать в соревнованиях по любым видам спорта.

Таблица
Степень влияния физических качеств и телосложения на результативность спортивной подготовки
Физические качества
Скоростные способности
Мышечная сила
Вестибулярная устойчивость

Уровень влияния
3
3
2

18
Выносливость
Гибкость
Координационные способности
Телосложение

3
1
2
2

Условные обозначения: 3 - значительное влияние; 2 - среднее влияние; 1 - незначительное влияние.
4.2. Требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки,
выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку, на
следующий этап спортивной подготовки
1) Результатом реализации Программы является:
Задачи на спортивно-оздоровительном этапе:

формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

освоение основ техники по виду спорта рукопашный бой;

всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

укрепление здоровья спортсменов;
2) Для обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку,
используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава
перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.
Система спортивного отбора включает:
массовый просмотр и тестирование юношей и девушек с целью ориентирования их на занятия
спортом;
отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду
спорта бокс;
просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях.
4.3. Виды контроля спортивной подготовки
Таблица
Основное содержание комплексного контроля
Виды
контроля

Контроль за эффективностью
деятельности
соревновательной
тренировочной

Этапный

анализ динамики
каждого
показателя по
всем
соревнованиям
этапа спортивной
подготовки;
оценка показателей
соревнования,
завершающего
макроцикл;

Текущий

Оперативный

оценка показателей
каждого
соревнования.

Контроль за качеством состояния
подготовленности
спортсменов

анализ динамики
каждого показателя
тренировочной
нагрузки в рамках
этапа спортивной
подготовки;

анализ показателей
аттестационнопедагогических
измерений на конец
этапа подготовки;

анализ динамики
каждого
показателя
тренировочной
нагрузки в
макроцикле;
оценка и анализ
физических и
физиологических
характеристик
нагрузки каждого
упражнения,
серии,
тренировочного
занятия.

оценка и анализ
текущих показателей
подготовленности
тренировочного
процесса;
оценка и анализ
показателей,
отражающих
динамику
физиологического
состояния
спортсменов до,
после тренировочной
нагрузки.

внешней среды,
определённой
факторами
- климатическими:
температура, влажность,
ветер, солнечная
радиация,
- инфраструктуры:
инвентарь,
оборудование, покрытие,
пр.
- организационными:
условия для проведения
тренировочного занятия,
психологопедагогическое, медикобиологическое
сопровождения, пр.
- социальными:
воздействие ближайшего
окружения, поведением
зрителей, пр.

Оценка физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы,
быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной
дисциплины физическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.
Оценка технической подготовленности - количественная и качественная оценка объема, разносторонности и
эффективности техники.
Оценка тактической подготовленности - оценке целесообразности действий боксера, направленных на достижение
успеха в соревнованиях: тактических мышления, действий (объем тактических приемов, их разносторонность и
эффективность использования).

19
Оценка состояния подготовленности боксера проводится в ходе аттестационно-педагогических измерительных срезов
(тестирования) или в процессе соревнований и включает оценку: физической, технической, тактической подготовленности;
психического состояния и поведения на соревнованиях.
Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится медико-биологическими методами
специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины.
4.4. Комплексы контрольных упражнений для оценки подготовки лиц, для зачисления в
спортивные группы.
Таблица
Нормативы ОФП и СФП
Приложение 1
Развиваемое
физическое качество
Быстрота
Выносливость
Сила

Контрольные упражнения тесты
Бег на 30 м (не более 6,4 с)
Бег на 100 м (не более 17,0 с)
Бег на 3000 м (не более 16мин)
Подтягивание на перекладине (не менее 3 раз)
Поднос ног к перекладине (не менее 3раз)
Жим штанги лежа (весом не менее веса собственного тела) кг

Силовая выносливость
Скоростно-силовые
качества

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз)
Прыжок в длину с места

(не менее 160 см)

Толчок ядра 4 кг (сильнейшей рукой не менее 4 м, слабейшей не менее 2 м)

Таблица
4.5.
Методические указания по организации аттестационно - педагогических измерительных
срезов (тестирование)
Правила проведения аттестационно - педагогических измерительных срезов (тестирования) и
интерпретации полученных результатов:
информирование испытуемого о целях проведения тестирования;
ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности
исследователя в том, что инструкция понята правильно;
обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми;
сохранение нейтрального отношения к испытуемым, уход от подсказок и помощи;
соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации
результатов, которыми сопровождается каждые аттестационно-педагогические измерительные материала (тест)
или соответствующее задание;
обеспечение ее конфиденциальности аттестационно-педагогических измерительные результатов;
ознакомление испытуемого с результатами аттестационно-педагогических измерительных срезов,
сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»;
решения сопутствующей серии этических и нравственных задач;
накопление исследователем сведений, получаемых другими исследовательскими методами и методиками,
их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними;
обогащение исследователем опыта работы с аттестационно-педагогическими измерительными
материалами и знаний об особенностях его применения.
4.6. Методические указания по организации медико-биологического сопровождения тренировочного
процесса
Медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, осуществляется штатным
медицинским работником и работниками врачебно-физкультурного диспансера в соответствии с Порядком
оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, утвержденным
приказом Минздравсоцразвития РФ.
В медицинское сопровождение тренировочного процесса входит:
- периодические медицинские осмотры;
- углубленное медицинское обследование спортсменов не менее двух раз в год;
- дополнительные медицинские осмотры перед участием в спортивных соревнованиях, после болезни или травмы;
- врачебно-педагогические наблюдения в процессе спортивной подготовки с целью определения индивидуальной

20
реакции спортсменов на тренировочные и соревновательные нагрузки;
- санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами проведения тренировок и спортивных
соревнований, одеждой и обувью;
- медико-фармакологическое сопровождение в период спортивной подготовки и при развитии заболевания или
травмы;
- контроль за питанием спортсменов и использованием ими восстановительных средств, выполнений
рекомендаций медицинских работников.
Лицо, желающее пройти спортивную подготовку, может быть зачислено в организацию, только при
наличии документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра в порядке, установленном
уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Порядок, условия, нормы
обеспечения лиц,
проходящих спортивную подготовку,
медицинскими,
фармакологическими
и
восстановительными средствами установлены локальными нормативными актами организации.
V. Перечень информационного обеспечения
5.1. Список библиографических источников
1) Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 528с.
2) Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Советский спорт, 2007. – 296с.
3) Дорохов Р.Н., Губа В.П. Спортивная морфология. Учебное пособие для высших и средних специальных
заведений физической культуры. - М.: СпортАкадем Пресс, 2002. – 236с.
4) Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П., Черных Е.В., Мещеряков И.Л., Панов С.Ф., Шкляров В.Б.
Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384с.
5) Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. Учебник для студентов высших
учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с.
6) Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.
7) Паршиков А.Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система: социальное проектирование. – М.:
Советский спорт, 2003. – 352с.
8) Полиевский С.А., Шафранская А.Н. Общая и специальная гигиена. Учебник. – М.: Советский спорт, 2009. –
304с.
9) Родионов А.В., Неверкович С.Д., Непопалов В.Н., Попов А.Л., Романина Е.В., Савенков Г.И., Сопов В.Ф.,
Уляева Л.Г., Киселёва Е.М. Психология физической культуры и спорта. Учебник для студентов высших учебных
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368с.
10) Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. Учебное пособие для
студентов средних и высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608с.
11) Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. - М.: СпортАкадем Пресс, 2001. – 480с.
12) Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. – М.: Издательский центр
«Академия», 2008. – 336с.
13) Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 480с.
5.2. Перечень Интернет-ресурсов
1) www.consultant.ru (КонсультантПлюс):
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»
- Приказ Минспорта РФ от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления
образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»
- Письмо Минспорта РФ от 12.05.2014 №ВМ-04-10/2554 «Методические рекомендации по организации спортивной
подготовки в РФ»
- Приказ Минспорта России от 12.09.2013 №730 «Об утверждении федеральных государственных требований к
минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в
области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2010 №613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи
при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»
- Приказ Минспорта РФ от … №… «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду
спорта…».
2) http://www.minsport.gov.ru/sport/ (Минспорта РФ):
- Всероссийский реестр видов спорта. //http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/priznanie-vidov-spor/
- Единая всероссийская спортивная классификация 2014-2017гг //http://www.minsport.gov.ru/sport/highsport/edinaya-vserossiyska/5507/

21
- Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и
спортивных мероприятий, положения о всероссийских соревнованиях. //http://www.minsport.gov.ru/sport/highsport/edinyy-kalendarnyy-p/
3) http://bmsi.ru (Библиотека международной спортивной информации)
VI. План физкультурных и спортивных мероприятий
Составляется как приложение к Программе ежегодно на основе:
- Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных
мероприятий;
- календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий субъекта РФ, муниципальных образований.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».